Anna Argentum
Тутберидзе и женское одиночное катание. Часть 2.
Заслуженный тренер России Алексей Николаевич Мишин как то сказал в интервью, что он предпочел бы взять в свою группу троих посредственных мальчиков, нежели одну подающую надежды девочку. И это несмотря на то, что у него в группе была чемпионка мира Лиза Туктамышева. Почему же он это сказал, уважаемые друзья?
Дело в том, что в фигурное катание приходят, как правило, в 4-5 лет, совсем крохами. Если привести ребенка позже, считается, что он не достигнет уже уровня мастерства, необходимого для спорта высших достижений. Хотя, истории известны факты, когда ребенка отдавали в ФК даже в 8лет. Например, американский фигурист Джонни Вейр и российская фигуристка Серафима Саханович начали заниматься примерно с этого возраста.
Однако, есть важная оговорка- для того чтобы более менее успешно прийти в фигурку в более позднем, нежели другие дети, возрасте, ребенок должен до этого заниматься другим видом спорта. Он уже должен быть физически развит и дисциплинирован. Вейр занимался до фигурного катания конным спортом, а Саханович спортивными танцами.
К 10 годам юные фигуристы обладают уже абсолютно всеми техническими навыками катания, доступными взрослому фигуристу. Далее дети только оттачивают хореографию, подачу образа, и приобретают плавность и красоту скольжения.
Девочкам приходится намного труднее. Не зря фигурное катание относится к сложнокоординационным видам спорта. Когда в детском возрасте закладывается базовая техническая составляющая, они обладают легким и практически плоским телом. Годами девочки привыкают прыгать и кататься так, как их учили в раннем детстве. Однако потом наступает пубертат, вырастает грудь, увеличиваются бедра, тазовая часть и попа и, соответственно, сильно меняется центр тяжести. При этом вся базовая техника сбивается напрочь. Плюсом добавляется психологическая нестабильность, присущая подростковому возрасту.
Иногда техника девочки разваливается настолько, что у фигуристки не получаются не только прыжки, но и вращения и даже шаги. Она банально разучивается кататься на ребрах. Именно в этом возрасте для спортсменок, блиставших в юниорах, наступает черная полоса провальных выступлений, тяжелых травм и апофеозом, окончание карьеры.
Вот почему А. Н. Мишин сказал что лучше работать с мальчиками, а не девочками. Чтобы провести девочку через пубертат, от тренера требуется величайшее терпение, талант, понимание ситуации и опыт. Приходится практически заново учить ее некоторым базовым техническим приемам. Просто криком и матами здесь ничего не добиться. Нужна скрупулезная планомерная работа на будущее, без оглядки на нынешний результат. Однако, уважаемые, друзья, и от юной фигуристки требуется понимание, что от нее ждут и что ей надо.
Многим фигуристкам трудно смириться с тем, что вот вчера они были такие чемпионки, а сегодня они занимают последние места. У многих сразу становится виноват тренер. Немаловажную роль в подобных конфликтах играют и родители спортсменки, которые начинают лихорадочно искать другого специалиста для своего ребенка.
Однако через пубертационную ломку техники приходится пройти абсолютно всем фигуристкам, исключений в этом правиле нет.
В этой статье, дорогие друзья, я подробно разобрала, с какими трудностями приходится сталкиваться тренерам фигурного катания при работе с девочками. Понятно, что кто то справляется с ними лучше, а кто то хуже.
Продолжение следует.