Рузке Продюсер
Soela: немножко о том, как нужно заниматься промо-питчингом
Soela - музыкант и DJ. Она хуячит пресс-релизами и питчами везде, где только можно. Если бы такой подход был у каждого исполнителя, я бы уже давно удалил этот канал. Но увы, большинство методичному подходу предпочитает расклейки в метро\бустинг прослушиваний иранскими ботами\спаминг по личным сообщениям в соцсетях. Поэтому пляшем дальше.
Эта статья выходит в формате интервью, потому что и здесь Элина не пренебрегла структурным подходом и расписала всё так хорошо, что у нашего редактора случился разрыв прямой кишки на фоне многочисленных оргазмов. Скинуть ему на лечение (чтобы поскорее вернулся редактировать новые посты) можно тут:
Ну а мы включаем композиции SOELA на Soundcloud и читаем. Почему на Soundcloud? Потому что и они уже про Элину написали. Как так вышло? Ну вы поняли, закликбейтил, теперь придется читать. Передаю слово SOELA.
По-моему, пресс-релиз - это необходимость для каждого музыканта. Благодаря нему можно сразу обозначить некоторые моменты вашей биографии, которые могут заинтересовать потенциального слушателя или посетителя концерта.
Нужно писать конкретную информацию. Краткие описания достижений в музыкальной сфере, если хотите - можете написать откуда вы, как давно занимаетесь музыкой, что вас вдохновляет. Еще очень удобно, когда есть обозначение жанров (если музыку можно хотя бы примерно описать двумя-тремя существующими).
Я предпочитаю писать как можно более сжато и по делу, без слов вроде "небезызвестный", "гипнотический", "диссонирующий" и так далее.
Насчет пресс-кита в общем: у меня есть файл с самим пресс-релизом (нужно иметь такой на двух языках, если вы хотите ориентироваться не только на Россию), ссылками на релизы и более подробную биографию, а также на папку с 5-10 профессиональных фото в высоком разрешении.
Это очень удобно и экономит время. Вам - потому что вы можете просто скидывать один файл со всей информацией, промоутеру/организатору/лейблу - потому что он может найти всю нужную информацию сразу.
Хорошо, как ты питчишь с этим пресс-релизом? Что пишешь в подводке письма? Что ставишь в тему? Никто же не откроет письмо, где просто лежит один файл.
Когда я писала на лейблы, я не прикрепляла свой пресс-релиз сразу. Если говорить о демо-рассылках, в теме письма я писала "Music for *Label name*". Письмо обязательно должно быть персонализированным - всем нам приятно получать письма, обращенные лично, верно?
Огромные рассылки по двум сотням адресов сразу не работают, поэтому я советую уделить больше времени и написать пусть и меньшему количеству лейблов/организаторов, зато получить больший отклик в процентном соотношении.
Вот пример моего стандартного письма на лейбл. Обычно я пишу на английском, поэтому приведу пример как есть:
Hello Kyle!
My name is Elina, I produce music under a moniker Soela. I want to share my music with you. The tracks are inspired by the rainy season in Russia, I tried to make them deep and melancholic. Please, have a listen to my demos which I want to share with you.
*ссылка на музыку*
Please, let me know if you like the tracks. Any criticism is also welcome!
Best regards,
Elina Soela
Используешь ли ты стандартные мейлы, размещенные на сайтах лейблов, или сталкеришь мейлы конкретных A&R?
Когда как. Личный контакт всегда лучше. Его зачастую труднее найти, следовательно, A&R получает меньше писем, чем приходит на общий ящик. Меньше вероятность, что письмо затеряется и так и останется непрочитанным.
Где искать людей? Просто в google. Сейчас, когда люди максимально открыты и публикуют много информации о себе, в том числе о местах своей работы, найти нужного человека не составляет большого труда. Главное - не влезать в личное пространство и не писать в персональные аккаунты в соцсетях. Сужу по себе, но это очень раздражает.
Ты сейчас выпускаешь релизы под одним конкретным лейблом? У тебя есть с кем-то эксклюзивный контракт на работу?
Нет. К сожалению или к счастью, я еще не нашла лейбл, условия работы которого устраивали бы меня полностью.
У меня часто складывается ощущение, что люди в индустрии электронной музыки очень несерьезные и не хотят работать наравне со мной. Я не хочу, чтобы это звучало высокомерно, поэтому объясню: я стараюсь делать максимум для каждого своего релиза. Я пишу в журналы с просьбами о публикациях, ищу контакты, занимаюсь промо-рассылкой (а это серьезный труд, если учесть, что я пишу персонализированные письма, как я уже говорила), делаю постинг в соцсетях, снимаю фото и видео. Это может казаться легким и творческим процессом, но это отнимает огромное количество времени и сил.
Поэтому я очень требовательна к людям, с которыми я работаю. Я хочу видеть схожую отдачу, потому что совместно добиваться успеха проще и удобнее.
Сейчас я работаю с немецким лейблом, на котором выйдет мой дебютный LP. Пока что мне очень нравится, как он работает: все очень хорошо спланировано, коммуникация на высшем уровне - не приходится ждать ответа по нескольку недель. Если я устрою этот лейбл в качестве артиста, буду рада работать с ними и дальше, даже на эксклюзивных правах.
Я отправляю заявки на публикации в музыкальные журналы. Иногда этим занимается PR-агент, которого нанимает лейбл, но для верности я сама связываюсь с некоторыми изданиями.
Система та же, что и с лейблами - хорошее вежливое письмо с описанием релиза, моей деятельности в общем, и всеми прикрепленными ссылками.
Если я получаю ответ, то дальше даю остальную необходимую информацию по запросу.
Для электронных музыкантов есть сервис Resident Advisor. Я не в восторге от их политики в качестве СМИ, но RA удобен как краткий сборник информации о музыканте - например, там публикуется список стран и мероприятий, где выступал артист; полный список лейблов, биография, e-mail букинг-агентства или личный контакт артиста для букинга и предложений.
Что странно, но на мои письма почти никогда не реагируют Российские СМИ. Иностранные идут на контакт гораздо проще.
С Soundcloud получилась удивительная история.
Началось все с того, что у меня высветилось уведомление о том, что компания ищет тестировщиков новых функций. Я сразу же заполнила анкету, насколько я помню, там были вопросы вроде: "Какой софт вы используете для написания музыки?", "Пользуетесь ли вы платными сервисами SoundCloud?" и так далее.
Позже я получила письмо-приглашение и договорилась о времени интервью. Пришла в офис, опробовала несколько новых функций и целый час задавала вопросы, пробовала и рассказывала о своих впечатлениях.
После интервью со мной снова связались, что было неожиданно для меня: парень из команды сервиса говорил, что меня было интересно слушать и что мой отзыв был полезен. А еще он предложил мне принять участие в их программе "DJ to watch".
Я жутко обрадовалась и даже не верила, что это происходит на самом деле, но не ожидала огромного эффекта - они достаточно часто публикуют такие рекомендации.
Через два месяца я получила подробности о своем участии - здесь, как обычно, пригодились профессиональные пресс-фото, биография, ссылки на мои соцсети, а также они попросили записать меня видео для Insta-stories, где я рассказываю о моей любимой музыке или артистах, за которыми слежу.
Для меня было большим стрессом записывать видео: жутко стесняюсь камеры. Поэтому в их сториз я была красная, как сахалинский томат.
В итоге после публикаций на меня подписалось около 1500 человек на SoundCloud, примерно 200 на Facebook, и несколько десятков в Instagram.
Какие ещё серьезные публикации у тебя были и как ты их добивалась?
Из недавнего - публикация в Pitchfork.
Я никак не добивалась этого, это произошло случайно и было для меня сюрпризом. Вероятно, лейбл рассылал релиз и Pitchfork отреагировали.
В конце прошлого года у меня было большое англоязычное интервью для журнала 5Magazine. Это был результат моего сотрудничества и хороших отношений с редакторами. Они публиковали ревью на мою музыку несколько раз, просто потому что им искренне нравится то, что я делаю. За публикации я не платила, просто написала редакторам на общий адрес. Я очень благодарна им за поддержку.
Мне кажется, что либо я делаю недостаточно, либо просто еще не подвернулся нужный случай.
Я также постоянно сотрудничаю с 12edit.ru, недавно была очень интересная Q&A-сессия, где я отвечала на вопросы подписчиков в комментариях.
Я также публиковалась в DJMag, Mixmag UK, Kulturmagazin, Groove. Записывала подкасты для французского и британского Rinse FM, Серебряного Дождя.
Получается ли после стольких усилий добивать музыкой достаточную сумму для жизни?
К сожалению, нет.
Мне кажется, что либо я делаю недостаточно, либо просто еще не подвернулся нужный случай.
Но если посмотреть в общем, почти весь свой доход я получаю от музыки: я преподаю музыку в школе, у меня есть ученики, которым я даю уроки фортепиано, иногда я пишу аранжировки на заказ. Я также занимаюсь копирайтингом и фотографией, и даже это связано с музыкой: в основном я пишу пресс-релизы и делаю фотографии для артистов.
Выступления, конечно, тоже помогают. Если даже они не дают финансовой стабильности, то очень сильно заряжают меня. Мне нравится момент вечеринки, нравится осознавать, что после я проснусь и будто ничего и не было вовсе. Есть в этом какой-то философский момент.
Давай теперь попробуем пройтись по фотосетам и прочей сопутствующей бутафории, которая должна быть у артиста: сценический образ (или нет?), взгляд тигра и оформление во всех цветах радуги. Нужно ли это?
Я не сторонник логотипов и полностью проработанной дизайн-концепции, потому что она далеко не всегда делается хорошо и запоминается. Особенно раздражает помещение кучи логотипов на афиши мероприятий: гораздо удобнее, когда все написано одним шрифтом.
Тем не менее, своя фишка - это всегда хорошо: например, раньше я часто писала небольшие статьи (если их можно так назвать) и прикрепляла абсолютно с ними никак не связанные фотографии. Мне не хотелось добавлять серьезности к зачастую итак эмоционально насыщенным заметкам.
К брендингу я также отношу поведение артиста в соцсетях в целом: если ты позиционируешь себя как человек, который очень серьезно относится к своему делу, и зарекомендовал себя именно так, аудитория может не понять каких-то провокационных снимков или шуток, просто потому что не ожидает этого.
Опять же, я говорю с позиции электронного артиста. Есть определенный must have касаемо фотографий: обязательно должны быть студийные фото хорошего качества на нейтральном фоне, как в цвете, так и черно-белые.
В остальном - можно изголяться как хочешь. Я не запариваюсь насчет визуальной части на сто процентов, хотя пыталась, и через какое-то время мне стало попросту скучно. Исчез элемент спонтанности, который, как мне кажется, необходим.
Кому интересно смотреть только на сугубо профессиональные фото, выполненные в одной стилистике и даже одинаково обработанные? Мне - точно нет.
Теперь давай попробуем пройтись по вопросам репутационных издержек. Сталкивалась ли ты с необоснованной критикой в интернете и как вообще выстраиваешь тактику общения с хейтерами? Занимаешься управлением репутацией в сети или пускаешь на самотёк?
Постоянно сталкиваюсь!
Часто меня критикуют обоснованно или из-за какого-то недопонимания - слова любого человека можно трактовать по-разному в зависимости от контекста и личного к нему отношения.
Второй вариант решается разговором, если у меня есть желание вообще что-то объяснять. Обычно его нет, потому что если я каждому неправильно понявшему буду что-то доказывать, у меня не хватит времени на жизнь и работу.
Необоснованная критика - это бесконечный источник вдохновения и лулзов. Я обожаю, когда ко мне в паблик ВК (обычно это там и происходит) вваливаются люди, которые начинают бомбить на тему "почему это говно у меня в рекомендациях?". Если пришедший с таким вопросом ведет себя слишком буйно и начинает разводить срачи и оскорблять меня/других подписчиков - я просто баню, потому что толка от такого человека точно не будет. Если он просто возмутился и ушел - оставляю как есть, потому что это никого не обижает.
Вообще я в основном не удаляю негативные комментарии, если это не прямые оскорбления. Каждый имеет право на мнение.
Есть несколько людей, которым я не нравлюсь по факту. Их я не баню, потому что мне очень нравятся их комментарии. Обычно я просто скриню их и добавляю в свой стикерпак. Например, одно из любимых: "Элина, ты унылая серость, и музыка твоя - полное говно с редактора. Как хорошо, что наша страна избавилась от такого шлака". По-моему, есть в этом что-то гениальное.
Кстати, по поводу переезда меня тоже критикуют. Людей, кажется, сильно веселит, что мне не очень нравилось жить в России. На это я стараюсь не обращать внимания - у каждого есть свое мнение на эмиграцию.
Кстати, вопрос на засыпку: есть ли у тебя полноценная промо-концепция продвижения перед релизами или всё делается по принципу "что в голову пришло - то и реализуем"?
Есть. Я каждый раз составляю себе план, которому стараюсь следовать. В нем нет каких-то радикальных моментов вроде постинга в инстаграм каждый день с 5 до 6 вечера.
Я делаю список журналов, редакторам которых мне нужно написать, список рекламных прощадок среди российской аудитории, например, различные паблики вк. Я не считаю чем-то унизительным предлагать свою музыку для постинга даже в небольшие сообщества, хотя меня когда-то пытались убедить, что это неправильно и артист не должен этим заниматься.
Перед крупными релизами я делаю новые пресс-фото, снимаю различный контент, связанный с релизом. Я сама рассылаю промо по знакомым диджеям, чтобы они могли играть музыку, не покупая ее.
Не забудьте подписаться на Продюсера:
- В Telegram: https://tglink.ru/rusproducer
- В Контакте: https://vk.com/rusproducer
- В Twitter: https://twitter.com/russian_product
На Soela:
Soundcloud: https://soundcloud.com/soelaela
Facebook: https://www.facebook.com/musicbysoela